„The Owl Who Liked Sitting on Caesar“ by Martin Windrow (2014)

„The Owl Who Liked Sitting on Caesar“ by Martin Windrow

Невероятно добрая и познавательная книга. О совах я не знала ровным счётом ничего, поэтому некоторые общеизвестные факты меня весьма впечатлили – например, то, что есть крупные совы, которые охотятся на мелких сов. Или про разновидность сов, которые бегают за своей добычей по земле – как представлю себе сову, которая, задрав перьевые шароварчики, ка-ак рванёт по полю за каким-нибудь грызуном!

Мне особо понравилось, что автор поднял тему об опасности проецирования своих эмоций на животных. У животных свой эмоциональный мир, свои понятия о комфорте и привязанности.

Кстати, очень тронуло предисловие: автор посвятил его инструкции что делать, если вы весной нашли потерявшегося совёнка.

А последняя глава, самая эмоциональная, о том, как Мамбл погибла от рук (псевдо-) защитников прав животных (это не спойлер, так как читатель узнаёт об этом на первых страницах, а подробности описаны в конце).

Оставлю здесь пару цитат:

«Поначалу меня терзало чувство вины за то, что я лишаю её свободного парения в небесах, но скоро я понял: в отношении серой неясыти подобные чувства – лишь человеческая сентиментальность, не имеющая ничего общего с реалиями природы. Неясыть – это домашняя кошка с крыльями.»

«Сов можно назвать кошками с крыльями. Они выполняют кошачью работу по ночам. Без сов фермеры просто захлебнулись бы от крыс и мышей.»

«Большую часть времени совы неподвижно сидят и наблюдают за окружающим миром. Поэтому они не нуждаются в яркой окраске – для них важнее маскировка.»

«Многие совы охотятся методом «высматривания и броска». Некоторые охотятся в полёте, как ястребы и соколы. Другие же могут бегать за добычей по земле.»

«Совы питаются почти всем – от насекомых, позвоночных до змей, ракообразных, лягушек и других амфибий, грызунов, кроликов, зайцев, кошек, собак, лис и даже молодых оленей. Многие совы привычно охотятся на других птиц – от воробьёв до цапель. В прибрежных районах самые крупные совы порой нападают даже на таких опасных хищников, как большие поморники. А в северных лесах крупные совы регулярно охотятся на мелких сов. Некоторые африканские и азиатские совы ловят рыбу.»

«Они чаще других птиц присутствуют в мифах и фольклоре.»

«Совы более гибки, чем кошки.»

«…наши предки полагали, что существо, способное так много времени проводить в полном покое и одиночестве, погружено в размышления – отсюда и «мудрая сова», которая всё видит, но ничего не говорит.»

«Легко понять, почему воины племени апачей на американском юго-западе украшали свои боевые шлемы перьями сов – они хотели перенять от этих созданий умение тихо и незаметно подкрадываться к врагу.»

«Даже в относительно недавние времена в английской глубинке считали, что, накормив ребёнка яйцом этой «трезвой» птицы, можно избавить его от пьянства во взрослой жизни.»

«В Индии мясо совы считается мощным афродизиаком.»

«К сожалению, негативный образ совы всегда значительно перевешивал образ позитивный. Совершенно понятно, что это связано с ночным образом жизни сов.»

«Всего несколько веков назад в Европе сов считали помощниками ведьм.»

«… сову стали считать предвестником зла, неудачи и смерти. <…> однако при этом считалось, что изображения сов отводят сглаз.»

«В 1808 году Оливер Голдсмит зашёл настолько далеко, что назвал сов «ночными грабителями» и заявил, что охотиться по ночам просто неспортивно!»

«Китайцы считали, что совы забирают души умерших, а арабы полагали, что совы – это духи неотмщённых жертв убийств, взывающих о мести. В Уэльсе считалось, что крик совы предвещает другое событие, которое обычно происходит по ночам: дева потеряет девственность.»

«Чтобы животное узнало в зеркале самого себя, требуется высокое самосознание, которое считают признаком развитого интеллекта.»

«Совы не обладают неким исключительным зрением; просто они научились более эффективно его использовать.»

«Совы не только прекрасно приспособлены к ночной охоте. Широта их поля зрения и хорошо развитый слух делают сов исключительно неуловимой добычей.»

«Сама идея полёта человеку представляется квинтэссенцией свободы.»

«Мы не можем себе представить, каково это – быть животным. Нам хочется навязать животным собственные эмоции. Я сознательно отказываюсь от использования слова «любовь» по отношению к животным – это слишком глубокое понятие. Но сова недвусмысленно давала мне понять, что наше взаимодействие основывается не только на голоде, но и на чувстве товарищества.»

«… сухая наука называет «подкреплённым поведением, которое снижает уровень гормонов стресса» то, что можно назвать привязанностью, удовольствием от общества и прикосновений друг к другу.»

«Как бы вы ни пытались рационализировать нашу жизнь, это были личные отношения – отношения, которых у меня никогда не складывалось ни с одним другим животным.»